Польза гаджетов для развития детей: 8 правил

Безусловно, сегодня очень остро стоит вопрос использования гаджетов. Давайте разбираться, что можно отнести к данным устройствам, и как они влияют на наших детей.


Планшет, телефон, умные часы, плеер, игровые приставки — хотя бы один из этих предметов есть в каждом доме. Обеспокоены вопросом взаимодействия гаджетов и ребенка родители, врачи и педагоги. Психологи и логопеды тоже не могут сойтись в вопросе о том, с какого возраста стоит допускать ребенка к электронным помощникам. Безусловно, в самом явлении смартфона или планшета нет ничего негативного. Самое главное, кто и как с ними работает.

Мы уже давно привыкли к книгам, телефонам, радио и телевидению. Сегодня гаджеты объединяют в себе подобные функции. Поэтому существует две крайние точки зрения. Одна основана на представлении, что гаджеты — это зло, вторая же описывает пользу развивающих программ для ребенка чуть ли не с пеленок. Предлагаю взглянуть на вопрос объективно. В использовании гаджетов есть свои плюсы и минусы.

Уже доказано, что, если ребенок начинает рано использовать смартфон или планшет для «развивающих игр» и мультиков, то у него могут обнаруживаться отставания в развитии, в том числе в речевом, проблемы со зрением, осанкой. Сюда добавим снижение волевой активности и повышение эмоциональности, проблемы с творчеством и самостоятельностью. Поэтому лучше категорически ограничить знакомство ребенка с электронными помощниками до 3-х лет, а с 3 до 5 делать это с осторожностью.


Но нет смысла и демонизировать гаджеты. Важно помнить о плюсах использования гаджетов.

 data-mce-src=

Плюсы использования гаджетов

  1. Информация. На самом деле с помощью электронных устройств можно найти много полезной информации в довольно короткий срок. Перед ребенком и взрослым открывается мир словарей, энциклопедий, полезных статей. Главное — знать, где искать, на что ориентироваться.
  2. Развитие внимания, мелкой моторики, мышления (мы говорим о школьном возрасте). Разумеется, это возможно при адекватном возрастным нормам использовании гаджетов.
  3. Возможность расширять контакты за счет социальных сетей. Безусловно, если ребенок общается только в виртуальном пространстве, то пользы здесь мало. Но если коммуникация в социальных сетях происходит дополнительно, тогда мы можем говорить и плюсах гаджетов.
  4. Овладение навыками. С помощью смартфонов и планшетов дети начинают фотографировать, снимать видео, монтировать его, брать интервью.

И, конечно, важно не то, сколько времени ребенок проводит за компьютером или телефоном, а чем он там занимается. Лучше 30 минут использовать полезное приложение, чем 10 смотреть странный мультик. Уделяйте внимание тому, чем занят ребенок.

 data-mce-src=

Основные правила, помогающие минимизировать негативное влияние гаджетов

Личный пример

Пожалуй, это самое главное, на что необходимо обратить внимание. Какие в вашей семье отношения взрослых с электронными помощниками? Как часто вы пользуетесь планшетом или смартфоном? Я не шучу, попробуйте отслеживать тайминг хотя бы пару дней. Скорее всего, вы очень удивитесь. Есть ли в вашей квартире место, где должны лежать гаджеты? Это очень важно. Если телефон целый день путешествует за нами по дому, мы слышим оповещения социальных сетей или почты, есть соблазн заглянуть в смартфон. Поэтому установите правила для себя. Если ребенок совсем маленький, лучше, если устройства лежат вне зоны доступа. Не пользуйтесь телефоном или планшетом во время еды или игр с малышом. Если в вашей семье дети постарше, то станьте положительным примером. Иногда отключайте телефон дома, кладите его в одно и тоже место. Именно глядя на родителей, дети учатся и копируют поведение.

 data-mce-src=

Знакомство с гаджетами

Родителям важно помнить, что «общение» ребенка со смартфоном не должно происходить в ситуации «возьми и отойди от меня». Это должно быть именно совместное изучение под руководством родителей. Безусловно, дети быстрее взрослых осваивают функции устройств, но вот правила поведения в сети, возможности, особенности — об этом ребенку рассказывают мама и папа. Расскажите, для чего мы используем телефон и планшет. С детьми постарше можно говорить об опасностях: нельзя сообщать свой адрес и телефон незнакомцам, открывать подозрительные ссылки. Для детей помладше следует установить «родительский контроль».

Установление правил

Вне зависимости от возраста ребенка именно родители могут устанавливать правила обращения с гаджетами. Об этом вы рассказываете ребенку заранее. Если малыш или школьник берет в руки телефон, вы напоминаете ему, когда и сколько он может с ним заниматься. У вас должно быть специально отведенное время и место. Врачи рекомендуют детям дошкольного возраста проводить с телефоном как можно меньше времени, до 20 минут в день. Школьнику важно делать перерывы каждые 20 минут, отвлекаться. Иногда значение будет играть не длительность, а качество контента, с которым взаимодействует ребенок. Если вы видите, что после использования ребенок становится раздражительным, плачет, то ограничьте доступ к устройству. Нет ничего страшного, если малыш капризничает, требует вернуть устройство. Зависимость ребенка от гаджета в дошкольном возрасте продиктована не только особенностями его нервной системы, но и поведением родителей. Если вы сами назначаете время, предупреждайте, что скоро пора заканчивать, говорите об этом спокойно.

Использование гаджетов по прямому назначению

Это значит, что планшет нужно давать ребенку не для того, чтобы чем-то занять его и отвлечь. Приучайте малыша с детства участвовать в ваших домашних делах — помощь в уборке, приготовлении пищи, сборке мебели. Уже с двух лет вы можете спокойно объяснять, что сейчас у взрослого дела. Тогда не будет необходимости отвлекать ребенка планшетом. Если у вас дошкольник, старайтесь вместе с ним проявлять интерес к новым приложениям, играм и мультикам. Обсуждайте вместе, что вы видите на экране, что происходит. Именно тогда гаджет станет еще одним поводом для общения. Очень важно понимать, что, когда ребенок долго находится в виртуальном мире, он пропускает живое общение и возможность творчества. Необходимо помнить, что игры на планшете — это лишь дополнение. Даже если ребенок смотрит полезную программу, пусть это будет не основное его времяпрепровождение. Именно в таком случае гаджет будет использован с умом и в помощь развитию.

Осторожность с запретами

Этот пункт относится к школьникам и особенно к подросткам. Как только вы начинаете запрещать, вы сразу же превращаете гаджет в запретный плод. Именно он становится таким притягательным и интересным. И если с малышом такой метод допустим — ограничения, правила использования, то с подростком ситуация может развиваться уже по-другому. Доверяйте своему ребенку, рассказывайте о правилах безопасности в сети., интересуйтесь, чем он увлекается.

 data-mce-src=

Полезные приложения

Как я уже писала выше, лучше пусть ваш ребенок проведет время за гаджетом с пользой. На данный момент существует множество полезных приложений, которые помогают развивать психические процессы. В любом случае помним о том, что все хорошо в меру! Игры в телефоне или на планшете должны быть лишь дополнением.

Отказ от манипуляций

Ни в коем случае не стоит шантажировать ребенка возможностью использовать гаджеты. Это не приведет ни к чему хорошему, только создаст напряженную обстановку.

В завершение хочется сказать, что ко всему стоит подходить грамотно. Не стоит бросаться в крайности. Зависимость от игр и мультиков может сформироваться, когда родители поддерживают такую связь, заменяя живое общение, свободную игру и творческие занятия гаджетами. Но если в вашей семье теплые доверительные отношения, вы вместе имеете интересный досуг, у ребенка есть увлечения, то бояться не стоит.

Оставьте комментарий

41732254